Покупать или нет Samsung Yepp T5 (T5V, T5H, T5X) или как плохой звук может сделать бесполезным хороший плеер

Эта статья появилась в тот момент, когда я окончательно осознал, что что-то в звуке mp3-плеера Samsung Yepp T5 меня не устравивает. Как оказалось, смутное ощущение, которое вроде бы невозможно исследовать, может быть вполне определенно измерено. Надеюсь, что эта методика поможет не только тем, кто решает, купить ли ему этот плеер, но и другим людям в оценке качества такого рода изделий

Предыстория

Я с давних пор увлекаюсь цифровым портативным аудио. Некоторое время в качестве мобильного источника музыки у меня был минидисковый плеер Sharp MD-MS701H, который по современным меркам конечно нельзя назвать ни маленьким ни легким. Следующим был плеер Eratech Beatsounds EMP-Z, легко узнаваемый по непривычной для MP3- плееров форме монеты и анонсированный как самый маленький в мире. Последний не имел каких-то особых функций, более того, он не имел даже экрана, на котором хотя бы что-то отображалось. Несмотря на это, он замечательно справлялся со своими функциями.

Когда же я увидел в магазине Samsung Yepp T5 (T5V, T5H, T5X), то был очарован. Конечно, я и раньше обращал внимание на серию плееров Yepp и рассматривал как вариант, но они все-таки были большими. Но эта малютка… когда же выяснилось, что она работает от батареек и аккумуляторов привычного в портативной технике формата AAA и при этом обладает всеми функциями, который присущи современным Mp3-плеерам (радио, запись с эфира, диктофон), то сомнений в том, что я его приобрету не осталось.

При покупке в магазине я еще раз убедился  в том, что он маленький и легкий и в качестве последнего проверочного действия попросил дать послушать. Запас громкости оказался не очень велик, но это меня не останавливало, примерно к такому я и привык на EMP-Z. А вот ощущения от звука оказались странными, он был какой-то ватный  и мутный. Но это тоже меня не остановило, все-таки электронщики не дураки, подумали обо всем и скорее всего вопрос в отключении всяких новомодных SRS WOW итд, которые мне лично что есть, что нет, не имеет значение, лишь бы отключались легко. В качестве полледнего аргумента самому себе я подумал, что возможно это вопрос привыкания к новому звуку нового плеера и через короткое время я почувствую весь спектр звука.

Но ощущения не пропадали, я пытался для себя сформулировать, что именно мне не нравится. В форумах часто встречаются эмоциональные оценки, вроде того, что «звук хороший, сочный» или «звук бедный», но это ничего не дает, об эмоциональных ощущениях можно спорить до хрипа, и уж точно такую оценку не примут, как повод для ремонта или замены. По прмерной начальной оценке в звуке было мало высоких частот, или как другой вариант – средних много. Конечно, у любого, читающего эти строки, возникнет вопрос к моим наушникам и условиям прослушивания. Я здесь воздрежусь от указания конкретных моделей и скажу, что ощущение в первую очередь было относительным. То есть с этими же наушниками я проездил по улицам и в метро с моими двумя другими плеерами много часов, ничего подобного не испытывая.

И вот в этот момент пришла в голову мысль, как от ощущений перейти к формальным испытаниям….

Методика тестирования

Наверное многие любители, имевшие дело с Hi-Fi аппаратурой, обращали внимание, что в журналах, посвященных высококачественной аудио-технике, к экзепляру иногда прилагается диск, где можно встретить не только современные композиции в исполнении музыкантов, а еще и так называемые тестовые треки. Это созданные искусственно или естественно звуки, интервалы, помогающие настроить разные параметры аппаратуры (например расположение колонок) или просто сравнить или оценить какие-то свойства того или иного изделия.

Среди этих звуков иногда встречается тон, постепенно меняющий свою высоту от нижних частот (20-50 Hz) до верхних (10 kHz – 20 kHz). Обычно он полезен для сравнения и оценки наушников и акустических систем, так как позволяет хорошо оценить частотный диапазон. Конечно в этом случае на результат сильно влияет то, какой у человека слух, но в нашем случае мы не будет ничего слушать, мы будет только измерять и смотреть.

В любой продвинутой программе редактирования звуковых файлов мы создаем тон, меняющий свою высоту, скажем от 50 Hz до 6000 Hz. При этом важно, чтобы у этого тона была абсолютно одинаковая амплитуда на всей временной продолжительности звкучания. Получившийся файл мы с помощью обычной программы перекодировки кодируем в MP3 файл. При этом, чтобы условия не вызывали у нас опасения, закодируем его с хорошим потоком (хотя это возможно и избыточно, учитывая простоту волны). После этого переписываем этот файл во все имеющиеся у нас плеера (в случае с минидисковым проигрывателем записываем звуковой файл  через цифровой выход), поочереди подсоединяем выход наушников плеера к линейному входу звуковой платы и оцифровываем проигранные фрагменты. Далее действуем исходя из очень простого предположения: у всех проигранных фрагментов должно сохранится постоянство амплитуды на всем протяжении звучания тона.

При этом нам неважно насколько качественно или с каким отклонением работает наш АЦП (Аналого-цифровой преобразователь). Предположим что он ужасно врет и наше значение амплитуты измеряет не числом n, как все дорогие АЦП, работающие без помех компьютера, а числом m. Но проверить то, что оно постоянно, мы сможем всегда. На это мне могут возразить, что из-за помех, он не всегда будет выдавать значение m, а будет отклоняться. Но даже если это так, мы обязательно увидим случайный характер изменений и никогда не получим плавное изменение амплитуды. Справедливости ради скажу, что в моем случае оцифровкой занималась минидисковая дека Sony MDS JE510, передающая оцифрованный сигнал по оптическому проводу в компьютер.

Конечно утверждение о постоянстве амплитуты имеет смысл только в том случае, если у плеера отключены все встроенные настройки звука, определяемые эквалайзером и все системы усиления басов. Проверим это для всех трех наших моделей. Для Sharp MD-MS701H важен только момент баса, в Beatsounds EMP-Z нет вообще никакого эквалайзера или усиления баса, здесь можно даже ничего не проверять. А вот с Samsung-ом сложнее. Список настроек его звука состоит из следующих пунктов: Normal, Classic, Jazz, Rock, DBB (Dynamic Bass Boost), User, SRS, TruBass, WOW. Все эти пункты работают как исключительные, то есть невозможно включить больше одного, как впрочем и не включить вообще. Предположим, что то, что называется Normal – это как раз тот случай, когда мы отключаем все и плеер выдает обычный, неискаженный звук.

Результаты измерений

К сожалению, я не могу привести здесь форму волны нашего тестового тона в хорошем масштабе, потому что эта картинка была бы очень большой. Могу только сказать, что если ее показывать сжатой, то при условии равенства амплитуды на всем протяжении тона изображение представляет собой обычный прямоугольник. Если же есть какие-то серьезные отклонения в каких-то частях спектра, то это лекго будет замететь по изменению формы этого прямоугольника.

Сразу оговорюсь, что здесь могут обнаружится технически не очень точные вещи, но если вы таковые обнаружили, то сообщайте пожалуйста мне об этом (maxerist@gmail.com).

Sharp MD-MS701H Этот аппарат показал себя очень хорошо. можно сказать, что значение амплитуты –3.05 дБ было сохранено на всем промежутке, если и есть погрешность, то она измеряется сотыми долями децибелла

Beatsounds EMP-Z. Пристутствует некоторая неравномерность. Ближе к высоким амплитуда немного увеличивается. Речь идет о постепенном изменении примерно на 0, 06 дБ от низких в верхним. Я бы такой результат назвал очень хорошим, особенно, если сравнивать с T5 (смотри далее)

Sony MDS-JE510. Это не совсем портативный плеер, а вернее совсем стационарная дека . Привожу здесь просто как еще один экземпляр для измерения. Показания снимались с выхода наушников и в отличие от всех других случаев (когда JE510 сам использовался для оцифровки) здесь оцифровывал Sharp MD-MS701H). После анализа результатов можно сказать, что здесь присутствует легкая неравномерность, возможно даже чуть больше, чем у EMP-Z но речь тоже идет об отклонении где-то в несколько сотых децибелла.

Samsung Yepp T5. А теперь перейдем к герою нашего повестования. У этого плеера пристутствует ярко выраженная усиленная середина, причем симметричность басов и высоких относительно нее вызывает некоторые предположения, а именно то, что такое изменение было сделано сознательно для какой-то настройки. А теперь цифры. Разница между средними частотами и низкими с одной стороны и высокими с другой  у этого плеера составляет около 1.65 дБ. Много это или мало? Честно говоря я не могу ответить на этот вопрос, судя по теории, которая подтвердила мои практические ощущения, эту разницу мое ухо слышит. Максимум амплитуды приходится примерно на 2700 Hz. С одной стороны эту частоту можно отнести к высокой, т.е. если взять чистый тон этой высоты, на слух он покажется относительно высоким. С другой стороны, частоты, которые больше этой частоты – это  те частоты которые образуют обертоны, то есть те звуки, без которых или при уменьшении которых звук как раз может показаться «бледным», «туксклым» и «мутным».

Для сравнения и оценки того, в значительной ли степени это необъяснимое усиление средних в режиме Normal может влиять на восприятие я привожу иллюстрацию изменений остальных режимов эквалайзера. Насколько вы можете видеть усиление различных частот ненамного превышает усиление средних в случае Normal, но ведь остальные как раз сделаны для того, чтобы быть замеченными.

Кстати, можете обратить внимание, среди всех видов выравнивания звука нет ни одного, который позволил бы сделать высокие частоты выше средних. Даже для типа User внутри есть только подтипы настройки низкие и средние, которые в своем нулевом значении не дают больших высоких.

Чуть более аккуратные результаты с помощью программы RMAA

Есть такая замечательная программа, называющаяся RMAA ( Rightmark Audio Analizer). С помощью нее можно очень точно измерить (и сравнить) различные параметры звукового тракта. Здесь я привожу несколько более точные результаты измерения амлитудно-частотной характеристики (АЧХ) этого плеера (Samsung T5) и других участников исследования

Общие результаты

Тест Sharp MD-MS701 BeatSounds EMP-Z Samsung Yepp T5X
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.61, -0.49 +0.33, -0.32 +1.32, -0.78
Уровень шума, дБ (А): -91.9 -93.6 -91.7
Динамический диапазон, дБ (А): 91.4 85.5 89.0
Нелин. искажения, %: 0.016 0.0090 0.0061
Интермод. искажения, %: 0.029 0.044 0.024
Взаимопроникновение каналов, дБ: -79.2 -91.9 -91.1



Частотная характеристика

Spectrum graph


Как можно видеть, RMAA выдала несколько другие результаты (1.32 Дб вместо моих 1.65), но в принципе тенденция тоже прослеживается и здесь она выявлена целиком средствами другой, независимой от меня программы.

Выводы

Признаюсь, что эта статья была написана как эмоциональная реакция на разочарование в плеере Smasung Yepp T5. К сожалению, в нашей стране еще нет пока законов, позволяющих потребителю вернуть товар в магазин без объяснения причин (money back). Так как на плеер были затрачены значительные средства (он был приобретен в 512-мегабайтном варианте), то было несколько обидно расчитывать на техническое совершенство и столкнуться с некачественным звуком. А при всем многообразии функций и удобстве этого плеера, некачественный звук делает этот плеер лично для меня бесполезным. А то, что с плеером что-то не в порядке показывает образцовый пример всех остальных участников тестирования, вряд ли их аккуратный прямоугольник АЧХ это случайный результат, скорее напрашивается вывод, что в отделе разработок компании Samsung где-то недоработали.

Но несмотря на такие неутешительные выводы, я рад, что такой урок состоялся. Какое-то время назад в интернете я обнаружил, что большинство плееров на рынке делаются из готовой микросехемы из серии все-в-одном. Этот вид производится несколькими производителями (в основном из Тайваня) и выполняет практически все функции, позволяя производителю плеера озадачиться небольшим набором дополнительных операций (дизайн корпуса, модель ЖК-дисплея, вид и емкость батарей). В свете этого я был уверен, что звук у всех плееров, разработанных в Корее должен быть примерно один, но оказалось, что звук испортить можно, вполне вероятно, что здесь виновата как раз патентованная система объемного звука SRS WOW, включенная в общую цепь и вообще не имеющая возожности выдавать неизменный звук. Хотя  я могу и ошибаться. Теперь, когда я так обжегся, мне сложно представить, что я приобрету первый попавшийся плеер, даже если он обладает массой заманчивых функций, бездной памяти и прочим и прочим.

Я пока уверен в собственных выводах, но я открыт для обсуждения. Любой из читающих эти строки может самостоятельно провести эксперимент со своим плеером, а потом возможно поделиться своими наблюдениями со мной, это возможно даже поможет изложить здесь информацию о других моделях.

Есть у меня также надежда, что Samsung в лице своих технических или исполнительных представителей обратит внимание на эти выводы и изменит  что-то в своих очередных прошивках (если это конечно может помочь) . Если это состоится, то я обязательно сообщу об этом на этой странице.

Эти опыты также еще раз показали, насколько замечательный плеер EMP-Z создали в компании Beatsounds. Это не только действительно самый маленький в мире MP3-плеер, но и изделие, при разработке которого звуку было уделено должное внимание и переход на использование которого вызвал только положительные эмоции. Не даром эта модель по OEM-соглашениям производится для множества фирм под другими марками, включая такую как Virgin.

Возможно у вас после прочтения статьи, возникло желание проверить какие-то положения или испытать эту методику на своем плеере. Вы можете легко это сделать, а чтобы не возиться с генерацией тестового тона, я предлагаю воспользоавться готовым, именно тем, который я использовал. Загрузить тестовый тон можно по этой ссылке. Буду рад, если результатами своих исследований вы поделитесь со мной (адрес maxerist@gmail.com) и разрешите их использовать на этой странице


(c) Max Vlasov, 2004, maxerist@gmail.com
Hosted by uCoz